В настоящее время в мировой практике торговли и производства широкое распространение получило использование в качестве упаковочных материалов различных полимерных пленок. Упаковка товаров в прозрачные полимерные пленки является одним из наиболее приметных и характерных признаков сегодняшнего дня и в полной мере отвечает высоким требованиям, предъявляемыми международными торговыми стандартами к упаковке товаров. Это стало возможным благодаря технологиям, использующим эффект термоусадки полимерных плёнок.
В качестве термоусадочных пленок используют одно- и двухосно-ориентированные пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. В инженерной практике к усадочным принято относить пленки, обладающие способностью давать повышенную (до 50% и более) усадку и используемые для упаковки различных изделий.
К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона. Этот вид упаковки дает определенные преимущества для розничной торговли: уменьшение количества упаковочного материала и площади в торговом зале, занимаемой товаром по мере его реализации. Упаковка в термоусадочную пленку защищает товар от воздействия окружающей среды.
Следует различать первичную (непосредственную) упаковку товара в термоусадочную пленку, вторичную упаковку ( например, когда конфеты, упакованные в картонную коробку, упаковывают в термоусадочную пленку без непосредственного соприкосновения пленки с продуктом, т. е. конфетами ) и групповую ( транспортную ) упаковку уже упакованных или не упакованных единичных товаров для транспортировки.
Первичная ( непосредственная ) упаковка в термоусадочную пленку позволяет получать продукты или изделия, равномерно обтянутые пленкой, с отличным внешним видом. Несомненным достоинством такой упаковки является сохранение безупречного внешнего вида товаром на протяжении длительного времени.
Вторичная упаковка позволяет предохранить первичную упаковку от повреждений или нарушений целостности.
Групповая ( транспортную ) упаковка позволяет экономить значительные средства на транспортной таре. Например, при групповой упаковке какого-либо товара производитель использует аппарат ТПЦ-450 с максимальным размером упаковки 460 мм х 400 мм х 360 мм и затрачивает при этом 50 гр. термоусадочной пленки толщиной 100 микрон, стоимость которой составляет на сегодня 2 рубля, что несопоставимо со стоимостью картонного короба такого же размера. При использовании оборудования с большей производительностью, увеличивается и количество сэкономленных средств.
Перечислим нескольких основных групп товаров, для упаковки которых широко применяются термоусадочные плёнки:
продукты питания ( в основном это вторичная упаковка уже упакованного товара без соприкосновения плёнки и товара ) и групповая упаковка;
различные картонные коробки с продуктами ( вторичная упаковка );
сыпучие продукты ( групповая упаковка ) , например, предварительно расфасованный и упакованный в полипропиленовые пакеты рис может быть подвержен групповой упаковке в термоусадочную пленку, которая заменяет картонную коробку при транспортировке;
вино-водочные изделия, соки, воды и т.д. подвергаются групповой упаковке в толстую ПЭ термоусадочную пленку, которая заменяет картонную или пластиковую тару при транспортировке);
косметика и парфюмерия ( первичная и групповая упаковка );
предметы домашнего обихода, кухонные принадлежности, различные чистящие средства и аксессуары для ванных комнат и туалетов;
журналы, книги, альбомы и другая печатная продукция;
игрушки, подарки, компакт-диски и кассеты (аудио- и видео-), электротовары и фототовары, программное обеспечение;
товары разного назначения, предназначающиеся для продажи в одном комплекте и т.д.
Следует также учесть, что этот далеко не полный список имеет устойчивую тенденцию к расширению.
В России термоусадочная упаковка становится общепринятым стандартом в торговле и производстве.